Версия для слабовидящих

Обращаетесь ли Вы за советом к воспитателю группы по вопросам обучения и воспитания Вашего ребенка?


С удовольствием ли Ваш ребенок посещает детский сад?


Уважаемые родители,является ли для Вас общение на сайте удобной формой общения?


Консультация для педагогов "Взаимодеиствие воспитателей и родителей по воспитанию у детей патриотических чувств" Воспитатель: Се

Консультация для педагогов "Взаимодеиствие воспитателей и родителей по воспитанию у детей патриотических чувств" Воспитатель: Се

 

Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. Поэтому и базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получаетуроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В этой связи ДОУ ставит перед собой следующие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

 

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

 Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

     Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. В главный мотив взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию детей, можно заложить слова В. А. Сухомлинского «в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Он подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность воспитательной работы, более успешно формируются патриотические чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения.

Разнообразие форм работы по взаимодействию ДОУ с семьей позволяет выбрать наиболее эффективные из них для решения задач патриотического воспитания дошкольников, для повышения уровня знаний и умений родителей по патриотическому воспитанию дошкольника. Такими формами могу быть:

  • Совместные экскурсии к памятникам, достопримечательностям города,
  • совместные праздники и викторины,
  • выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях;
  • семейные встречи в музее «Русская изба»,
  • знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном

Все это формирует у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием также могут стать совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми 
местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно.

     Также совместная деятельность детей-родителей-педагогов воспитывает комплекс нравственно-волевых качеств – любовь к родному краю, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие - развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания. Воспитательный эффект труда в совместной продуктивной деятельности повышается, если ребенок работает вместе с мамой, папой, дети чувствуют себя настоящими помощниками в полезном деле. Для формирования патриотических чувств ребенка большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему, которое зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Главное, что может доставить ребенку радость - это общение его с родителями, совместные прогулки, совместная деятельность. Поведение родителей служит для детей наглядным примером любви к родному краю.

В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели «патриотическое лицо» своих родителей. Как уже упоминалось, в настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.В  молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями. В тоже время, преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного города, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Итак, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Необходимо формировать такие качества как:

- чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

- чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России. 
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо. деятельность, художественное слово.

- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России.

- Создание развивающей среды в группах.

- Воспитание гражданско-патриотических чувств через самостоятельную проектную деятельность детей.

 

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьей осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества:

 

Анкетирование:  «Семейные традиции», «Патриотическое воспитание», «Юный патриот».

 

Консультации в родительских уголках: «Люблю тебя мой край родной», «Мы живем в России», «Природа вокруг нас», «Покормите птиц зимой».

 

Родительские собрания: «Воспитание добротой», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Народные промыслы».

 

Совместная деятельность детей и родителей: оформление рисунков «Моя семья»,  «Моя мама лучше всех», «Мой любимый город», «Мой домашний любимец».

 

Оформление выставок: «Мамины руки не знают скуки», «Народные промыслы», «Мастерская Деда Мороза», «Моя родословная», «Герб семьи».

 

Тематические выставки поделок из природного материала: «Чудо овощи», «Картины из осенних листьев» и т.д..

 

Совместные экологические проекты: «Русская березка», «Природа родного края», «Трудно птицам зимовать-надо птицам помогать».

 

Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории родного края, предметы быта, подбор художественной литературы.

 

Экскурсии к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны, в краеведческий музей, выставочный зал, в музей комбината «Магнезит».

 

Беседы: «Вместе дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Моя семья», «Традиции», «В гостях у сказки».

 

Совместные занятия родителей и детей с презентацией: «Хлеб всему голова», «Моя семья», «Наш любимый город», «Москва-столица нашей Родины».

 

Совместные детско-родительские встречи в различных формах: конкурсы, викторины, спортивные мероприятия «Мы читающая семья», «Мама, папа, я- спортивная семья», «Мама, папа рядом, что еще для счастья надо».

 

Праздники с использованием ИКТ: «День знаний», «Осень в гости пришла», «День защитника отечества», «Мамин праздник», «День победы», «Выпускной», «Лето в гости пришло».

 

Комментарии